среда, 27 июля 2016 г.

Отпуск с привкусом гор. Хибины. Часть 1.

Четыре дня назад мы вернулись домой. Посреди комнаты еще стоят полупустые рюкзаки, а в воздухе витает легкий аромат костра, напоминая о том, что меньше недели назад мы вдыхали этот запах ежедневно, приправляя свежим ветром с невысоких гор. Мне хочется рассказать о нашем небольшом путешествии постепенно, без лишних технических подробностей, скорее о том, что виделось, чувствовалось и запомнилось.

Скорый поезд Санкт-Петербург - Мурманск притормозил у  станции Имандра и буквально выплюнул нас из старого вагона на серую низкую платформу. Легко вильнув хвостом, он так же быстро скрылся за ближайшим поворотом. Немногие вышедшие на станцию люди быстро, словно муравьи, разбрелись по своим делам, оставив нас троих неуверенно двигаться в сторону деревянного настила, изображающего здесь пешеходный переход через рельсы.
Рядом с переходом нас встречала улыбчивая круглолицая женщина, гостеприимная хозяйка приюта для туристов "Хатка", в котором мы планировали провести ближайшую ночь. Семь лет назад счастливая случайность познакомила нас, а сейчас современные технологии помогли найтись и предупредить о нашем приезде. В самой "Хатке" практически ничего не изменилось: те же полати с матрасами, интересные фотографии горной природы на стенах, плитка, чайник, стол и стулья, повидавшие много гостей. И бортовой журнал приюта, с памятной записью от 2009 года и моей еще девичьей подписью.
Ночь прошла спокойно, если не считать лившего всю ночь дождя. Утро встретило нас умытым и улыбающимся во всю свою солнечную улыбку. Взвалив на себя рюкзаки, а это 17 кг веса у меня и 40 кг у Димы (если не считать 12 кг живой подвижной девочки, которая периодически ехала на плечах у папы), мы пошли в сторону леса по наезженной тропе. Прошедший ночью дождь, к величайшей радости МарьДмитривны, оставил на дороге много разновеликих луж, что снизило скорость нашего передвижения буквально до полукилометра в час. Так, проверяя глубину луж и стараясь не вымокнуть по уши, мы дошли до навесного мостика через реку Гольцовку.

Этот шаткий мост, в наш памятный первый приезд, был закрыт для прохода. Теперь мы смогли прочувствовать всю его прелесть, наблюдать за бешеным потоком реки сквозь широкие щели, раскачиваться в стороны, стараясь сократить колебания. Это мост в царство леса, камней и гор. Эта река - практически наш Рубикон. Мы перешли её и погрузились в звуки леса, окутавшие нас, слившиеся с грохотом реки, вплетенные в наши мысли.

Тропа, которая шла до места нашей стоянки практически не тропа, а накатанная внедорожниками трасса. Буквально за несколько дней до нашего приезда, там проходило очередное ралли 4*4. Тропа виляет по лесу, то сползая вниз к реке, то забираясь глубоко в лес, иногда шоссе переходит в узкую тропинку, прерывается отличной стоянкой или разветвляется. На одном из привалов нам попался высохший ручей, богато устланный мхами поверх обтесанных водой камней.

Наша скорость была невелика, настолько невелика, что выйдя в 10 утра из Имандры, в 14 часов мы были еще в пути и обедали на одной гостеприимной стоянке у реки. Непривычный вес рюкзаков, отвыкший от продолжительных прогулок организм - всё как будто навалилось на нас, идти дальше совсем не хотелось. На горизонте появилась черная туча и недвусмысленно намекала, что если мы не поторопимся, то будем ужинать в мокром белье. Как назло, выйдя с обеда и пройдя несколько сот шагов, тропа перешла в каменистое русло реки и потерялась. Потом так же неожиданно нашлась, оказавшись этим самым руслом.
В этот раз меня поразила необычайная безлюдность. В августе 2009 не было ни одной пустой стоянки, люди разгуливали по лесу, как по Арбату, с той лишь разницей, что на спинах у них были внушительные рюкзаки (хотя мне думается, разница не сильно велика, и каких только ребят не встретишь в центре Москвы). В июле 2016 нам встретилась только одна группа местных туристов, приехавших отдохнуть на выходные и сходить на перевал Звездочка.
К четырем часам дня мы наконец вышли к запланированному озеру. Яростным криком нас поприветствовала чайка, высиживающая птенцов на маленьком островке. И завораживающий пейзаж с горами, после нескольких часов сплошной зеленой массы.

Это озеро имеет у местных название Блюдечко. Чуть подальше от большого есть озеро поменьше, менее проходное, но не менее уютное. Там мы и расположились.

Озеро на первый взгляд кажущееся зеленоватым, на самом деле прозрачное. Возле стоянки была сделана, видимо вручную, небольшая глубокая купель, в остальных местах было настолько мелко, что камни торчали из воды то тут, то там. Невдалеке от каменной насыпи слышался плеск ручья, пробивающего себе дорогу сквозь мягкий мох.

Мы так умаялись за день, что спать легли очень рано, часов в девять. К полуночи меня разбудила непривычная тишина, без гула машин, шороха людских шагов, скрипов соседских диванов. За брезентовой стенкой палатки завывал ветер, и сквозь него слышалось ритмичное щебетание ручейка. Где-то вдалеке грохотала Гольцовка, напоминая звук пролетающего мимо самолета. Я выбралась на улицу. Полярный день как раз заканчивался, даря мне потрясающий закат, окрасивший набежавшие облака в оттенки розового, пурпурного и фиолетового.

Облака наползали на горы, будто бы из ниоткуда. Это было пугающе и завораживающе одновременно. В воздухе, казалось, сквозит тревога, пропитывает все вокруг предстоящим буйством стихии. В невероятном напряжении я вернулась в палатку и разбудила Диму. Ему мои тревожные фантазии совсем не передались. Трезвый мужской ум с неподражаемой уверенностью подсказал, что наблюдаю я закат, а может и восход солнца (ибо разница между ними составляет полчаса), что никакой грозы не будет, а будет очень тепло, но если мне так будет спокойнее, то надо выкопать вокруг палатки канавку. Так, под ритмичное шебуршание топора и недовольное сопение где-то за палаткой, я уснула легким сном.
Продолжение рассказа здесь.

1. Я, вот, кстати, регулярно слышала про "крепостной ров" вокруг палатки, но никогда еще в жизни не сталкивалась с его необходимостью, хотя в дожди попадала очень сильные. Даже, наоборот, однажды слышала от кого-то, что они такую канавку выкопали, там собралась вода и когда кто-то из палатки вылезал, прям в эту канаву :))) В общем, слышал звон, что называется, а прикладной пользы пока так и не осознала... Наверное, это с советских времен и брезентовых палаток тянется.
    И да! Муж у тебя маньяк... 40 кг! Надеюсь, дороги там, не как на Кавказе - в лоб, в лоб с набором по полторы тыщи ))) Давай еще фото, БэЗэ увлекся))

1. У нас палатка стояла чуть на склоне, поэтому над головой неплохо иметь такую канавку, не в километр глубиной конечно))) Она плавно так заканчивается)
      А мы в одном походе в дождь эту канаву рыли, потому что затекало будьте-нате, а сухой спальник - это святое)
      Все последствия его маньячизма теперь до него докатываются))) Круто было на электричку из дома бежать, ибо мы опаздывали. Вот с нас пот градом валил, но успели!
      Дороги там совсем другие, чем на Кавказе. Идешь себе и идешь, постепенно набирая высоту. Так что красота)

2. Надо рассмотреть этот вариантик с Хибинами. Вот на твоем примере рассмотрю)) А насколько там реально в 3-4 дня по кругу уложиться? Ну, чтобы, например, не отпуск под это дело тратить - жалко, а как-то длинные выходные устроить и сбегать.

3. Прям по кругу - нереально. Надо переть как лосям. Если только маленький круг заложить, например через перевал Петерлиуса, потом на Чоргорр. Ребята, которых мы встретили ходили на перевал Звездочка, как раз на выходные. Там самый крутой вид на озеро Имандра.

4. Ну ты вот будешь по дням описывать, я почитаю, попробую составить картинку. Ну а потом, если что-то назреет на будущий год, возьму тебя в плен и пытать стану))

5. Аааааай, я переврала название перевала Петрелиуса. Позорище!
      А по поводу плена, согласная я))) Я конечно не великий знаток, но пару раз карту изучала))

2. Какое чудесное путешествие! С удовольствием прогулялась с вами)))
    Фотографии такие классные, прямо трогающие за душу!!!

3. Оля, незабываемые фото! Виды, то ли заката то-ли рассвета,завораживают!Какие вы молодцы! С интересом жду продолжения!))

1. Валя, спасибо) Что-то разбор фотографий идет в час по чайной ложке...

4. Красота какая! Рассказ великолепный!

5. Великолепные фотографии с увлекательным рассказом!
    Полярный закат - это нечто фантасмогорическое!

1. Да уж, этот закат изрядно меня напугал. А уж как я его фотографировала... В неглиже же вышла, прям так и скакала по камням.

6. Оля, рассказ читается на одном дыхании, словно начало увлекательного приключенческого романа))
    Фотографии завораживающие!

1. Фата, спасибо) Мне и хотелось превратить наше путешествие в рассказ. Брэдберри мне скрасил часы досуга на озере, ну как тут не податься искушению написать самой)

7. Оля, вот это да!!! я смотрю фотографии и выдыхаю... начинаю понимать чего именно не хватает моему мужу. а я наобород городской житель. скажи, а дочке сейчас сколько лет? как решились на такой поход? или поход по дистанции минимален из-за дочки? ой, у меня столько вопросов! с удовольствием буду читать дальше. фотографии заката/рассвета просто завораживают!

1. улыбнул иван-чай на фото))) он меня в этом году везде меня преследует)))

2. Я кстати тоже улыбнулась, когда читала у тебя про Иван-чай))) Спасибо)
      Отвечаю по порядку) Дочке в июне исполнилось 2 года. В поход решились легко, я с конца зимы планировала и отчеты читала. Тем более по этому маршруту мы ходили, горы невысокие и цивилизация не так далеко, как кажется. У нас в общей сложности за 6 дней похода получилось меньше 50 км. Так как лагерь у нас был базовый, а в радиалки мы ходили на легке, то не очень сложно было. Мне так точно, фотоаппарат весит всего полкилограмма))

3. знаешь, читая о таком отпуске с дочкой, начинаю понимать что все таки маленький ребенок - это не обязательно сидение дома))) просто в моем окружении именно так все и происходит) все зависит от самих родителей. очень за вас рада, вы молодцы!

8. Спасибо, с удовольствие прочла. А как вы думаете, почему мало туристов? Погода? Кризис?.
    Мы едем на Кольский в августе, правда на машине, буду рада любой информации.

1. Татьяна, очень рада, что понравилось. Я думаю мы просто попали в самое начало сезона. Мошка только отошла, а грибы и ягоды еще не налились. Вот с августа до, наверное, сентября все попрут. Поезд наш был забит туристами, в основном водниками, они ехали в Карелию. Целыми большими группами, так что туризм процветает в кризис)) Если иметь всю снарягу очень экономичный выходит отпуск)
      Ээээх, нам бы еще отпуск, тоже бы рванули на Кольский на машине))

9. Оль, отличное путешествие, а природа какая!

10. Оля, какие вы молодцы! И здорово, что с дочкой) Пиши еще, с нетерпением жду продолжения :) Фотографии шикарные. У нас в этом году по объективным причинам не получилось поехать в Хибины, а так хотелось именно туда :(

1. Ивита, как жаль, что у вас не получилось... Ну как же так!!! В будущем году срочно исправлять)
      Спасибо большое) У меня появился мощный стмул быстро обработать все фотки)

11. какой шикарный отдых!! а фотографии - мммм буду ждать продолжения...

12. Потрясающие пейзажи! Читала пост с большим удовольствием и интересом. Спасибо. Жду продолжения.

1. Даша, спасибо) Я пересматриваю фотографии и уже не верю, что мы там были)

13. Оля, как здорово что выбрались в такой поход! мы в этом году никуда не смогли поехать, так что хоть у тебя посмотрю на горы.

1. У вас там горы и так) И активный отдых) Это нам чтобы доехать куда-нибудь надо тратить целый отпуск.
      Спасибо))

14. Очень здорово! Мы который год мечтаем туда на машине выбраться! Муж очень любит Хибины. Ждем, когда мелкие подрастут. У одной сильная аллергия на комаров, вроде проходит с возрастом, решили немного подождать... Фотографии потрясающие, сразу хочется там оказаться!

1. Оля, полностью согласна с твоим мужем) Я Хибины тоже полюбила.
      У МарьДмитривны кстати тоже была аллергия на комаров везде, такие волдыри раздувало, оооо! Но в горах, хоть её и кусали каждый день и весь лоб был искусан, все прошло очень быстро и без привычных волдырей. То ли там комары другие, то ли привыкание произошло.

15. Интересный рассказ))) Пейзажи просто великолепны. А облака...))) Молодцы, что решились на очередное путешествие да ещё с Марь Дмитриевной.))) Настоящий семейный отдых на природе)))

1. Саша, спасибо)) Да, стоило готовится к нему пару лет)))

Каждый комментарий делает мой мир чуточку богаче и светлее. Спасибо!