четверг, 16 апреля 2015 г.

Непокоренный Эльбрус

 Ну, как же тебе рассказать, что такое гора?
Гора - это небо, покрытое камнем и снегом,
А в небе мороз неземной, неземная жара
И ветер такой, что нигде, кроме неба, и не был.
(Памирская песня. Ю. Визбор)
Привет, мои дорогие) А я снова хочу окунуться в омут памяти, и выудить оттуда на свет историю о том, как я (да что там я, мы с Диманом) путешествовали к Эльбрусу, и даже пытались на него взойти (да что там мы, тут уж скорее я пыталась, а Диман взошел). Эту историю я уже как-то публиковала на сайте Маршруты. ру, но это было давно (и не правда) и с тех пор мои представления несколько поменялись. А еще мне очень хочется поучаствовать в необычной конфетке от Бредового Зайца
Ну что, достаем фотоальбом? Садитесь поудобнее, угощайтесь ароматным чаем и добро пожаловать в загадочный мир гор.


22 июля 2010 г. Терскол. 
В Терскол мы приехали поздно ночью. Было темно и туманно, поэтому я пропустила величественное зрелище, когда неожиданно перед глазами появляются снежные вершины. Перед нашим лобовым стеклом появлялись только встречные фары. Надо сказать, что народ в тех краях горячий. Если ехать, то быстро и желательно на «пятерке», наверное, она лучше всего пригодна для серпантина. А еще очень юморной. В Баксане зашли в магазин, спросить дорогу. Продавщица осмотрела нас с ног до головы, вышла на крыльцо, махнула рукой и сказала «Езжайте прямо, пока не остановят» - «А точно остановят?» - «Не сомневайся, там всех останавливают».
Ночью в Терсколе страшно, темно и пусто. Жизнь замирает. Мы крались на машине, мимо спящих домов и не знали, где остановится. Наверняка мы такие не первые, поэтому местные бизнесмены поставили указатель «Бивуак». За поворотом была большая свалка, посреди дороги – шлагбаум – привязанное веревкой тощее деревце. Вдобавок ко всему у нас закипела машина – отечественный автопром не выдержал нагрузки.
Спать хотелось просто неимоверно, поэтому кое-как разобравшись с машиной, закрыв её на все замки, мы, наконец, поставили палатку, недалеко от шлагбаума и спокойно уснули.



23 июля. Терскол – Девичьи косы. Проснувшись утром, мы смогли рассмотреть место, куда приехали. Пейзаж прямо скажем, был величественный – горы почти кольцом окружили нас. Одни невысокие, зеленые, другие – сияющие снежными пиками. А этот воздух я еще не раз вспоминала в душном городе. «Бивуак» же представлял собой небольшой лесок, с вытоптанными полянками под палатки. В центре леска было место для костра, а через всю территорию проходила дорога. В принципе, отличное место для стоянки, если бы не туалет. Этот наспех сколоченный прямоугольный сарай стоял прямо рядом с дорогой. У него не закрывалась дверь, а внутри была жуткая грязь.
Несложно догадаться, что раз территория перегорожена, она кому-то принадлежит, и за постой берут ренту. Так и было, цена вопроса была 200 рублей с палатки. Сборщик подати приехал рано утром, на золотистом БМВ, и стал бегать по лагерю в поисках какой-то группы (к слову она уехала за 20 минут до него). Не найдя никого, он недоверчиво посмотрел на нас (хотя мы уже собрали палатку и стояли у машины) и попросил денег. У него был такой грустный вид, что я его даже пожалела, и конечно мы заплатили.


Погода была чудная. Это я уже потом поняла, что дожди в этой местности начинаются после обеда, каким бы чудным не было утро. В поездку мы собирались быстро, поэтому решили проверить экипировку, а заодно сходить на водопад Девичьи косы.


Дорога к водопаду протоптана не то, чтобы тысячью ног, но и десятками машин. Она довольно круто взбирается вверх, наматывая серпантинные повороты. По дороге нам встретилась «буханка» с туристами, два мотоциклиста (один был наш земляк) и довольно много людей. Они шли группами и по парам, тройкам. Одна мама была даже с трехлетней девочкой, у которой за спиной был рюкзачок, а в ручке лыжная палка – вот такой юный туристенок.
По пути, конечно, глядели по сторонам. Виды были просто восхитительными. Домики в поселке казались игрушками, которые раскидал ребенок-великан. Кудлатые облака вились над горными кручами, и это было так захватывающе, так необыкновенно притягательно. С гор, с неимоверной скоростью, разбиваясь о камни на тысячи осколков, летели ручьи. Они казались белесыми с высоты, как в сказке «молочные реки, кисельные берега». Про природу же верно сказано «Лучше один раз увидеть».

А кого видите вы?

Макароны

Встречались по пути и диковинки. Так называемые «макароны» (выступы породы, напоминающие висящую лапшу), или кусок скалы, похожий не то на лошадь, не то на щенка. Сам водопад ничуть не изменился, (я видела его на фотографиях), только вживую он навевал совсем другие ощущения. Люди приходили и уходили: кто-то перекусывал, кто-то умывался, а самые смелые девушки купались нагишом. 
Девичьи косы

От водопада дорога уходит дальше вверх, к обсерватории. Мы думали было сходить, но начался дождь и испортил наши планы. К тому же еще предстояло решить ряд организационных вопросов, где оставить машину, где встать на ночевку и когда выдвигаться наверх. Все это решилось просто. Рядом с канатной дорогой есть гостиницы, и возле них платная стоянка. Если оставлять машину надолго, хозяин даже может сделать скидку (незначительную конечно). Сами мы встали немного в стороне от стоянки, там, где есть спуск к реке.

24 июля. Терскол – Станция Мир. Основной нашей целью было, конечно, восхождение, но до этого мы хотели побродить в Приэльбрусье. Поэтому первая наша остановка была станция Мир, от которой мы пошли в сторону ледника Азау и встали у озера. Добраться до этой станции легко по канатной дороге (которую совсем недавно взорвали), стоит дорога туда-обратно – 600 руб. Хочу сказать, что на Старом кругозоре охранники берут по 1000 рублей с тех, кто будет совершать восхождение, но так как мы пока не планировали, то денег не заплатили. (Уж не знаю, выросли ли тарифы с приходом кризиса или нет).

Станция Мир

Еще одно отступление – аптеки заканчиваются на Старом кругозоре. Поэтому если, что-то забыли купить, это можно сделать только там. Может кому-то пригодится совет – стоит купить какое-нибудь средство от герпеса, потому что на высоте эта болячка может доставить много хлопот (Я оказалась в такой ситуации, приятного мало было еще даже 2 недели спустя после похода).
От станции Мир мы пошли на ледник. Если честно я представляла себе ледник немного другим – чисто белым с голубизной. Этот был серым от горных пород. Таким, каким я его себе представляла, он был только в глубоких расщелинах, которых было довольно много. Они местами были широки, поэтому перешагивать через них было страшно.

До озера идти было недолго, но из-за того, что мы петляли между трещинами, отыскивая место поуже, шли мы около часа или больше. Озеро тоже не оправдало моих ожиданий – оно было коричневое. Да и погода начала хмурится, от этого тоже становилось как-то некомфортно. Мы разбили палатку, пообедали и решили добежать до перевала «Эхо войны». Пока мы туда шли, Дима рассказывал занимательные истории о том, как велись военные действия на Эльбрусе.
Дорога была полна открытий. Одно из них ждало нас на берегу озера, буквально в двух шагах. Из камней было выложено Туристский Клуб «Бриз», город Тверь, 2009. (Это клуб, где занимался Дима). Мы исправили 2009 на 2010.

До Эха войны мы не добрались. Ручейки, которые с утра маленькие и легко перешагиваемые, к обеду превращаются в реки. Эльбруса не было видно, его заволокли тучи, начинался дождь. К лагерю мы пришли относительно сухие, но позже дождь хлынул со всей силой.

25 июля. Озеро Азау – Перевал Хатю-Тау.  Утро было солнечное, отличный день для… да для всего, что угодно! Вот только мои губы зацвели как весенняя лужайка, а все аптеки, как я уже говорила, остались внизу. Правда оставалась надежда, что на станции Мир что-то найдется. Эту спасательную экспедицию мы отложили на вечер, а, позавтракав, пошли на перевал Хатю-Тау.
Шли мы примерно по тому же маршруту, что и вчера. Кругом были хорошо различимые турики, так что заблудится сложновато. Ледники с трещинами перемежались моренами, внизу, под нами, прокладывала себе дорогу вода. Иногда в расщелину падал камень, и тогда что-то гулко отзывалось в толще льда. Ледник жил своей тысячелетней жизнью, дышал и  потихоньку сползал. Один раз под нами так громко ухнуло, что от неожиданности мы даже присели.

Вид на Перевал Эхо войны
Дорога была легкая, все подмерзло, да и шли мы налегке. Навстречу нам попалась московская группа, которая шла уже третью неделю и планировала посетить Эльбрус. Ох, и закаленные ребята все-таки! Единственная трудность, которая лично для меня встретилась, был подъем по снежничку. Ноги скользили и проваливались в некоторых местах.
С перевала открывался отличный вид. С одной стороны снежные поля Кабардино-Балкарии, с другой -  зеленые Карачаево – Черкесии.



На самом перевале много памятных досок и венков. Справа, если смотреть на Терскол, очень красивый ледник. Он спускается с горы как хвост павлина. Хотя, нет, скорее гигантской утки. Если смотреть в другую сторону, можно увидеть остатки вертолета. Эльбрус, наверное, тоже можно было увидеть, но нам не повезло с погодой.

После обеда, как я уже говорила, мы пошли на станцию Мир, в аптеку. Почему-то мы не одели кошки по дороге туда. Это обстоятельство нагнало на меня нелепый страх. Казалось, я вот-вот свалюсь вниз с ледяной горы или не смогу перешагнуть трещину (был вечер, и вода внизу клокотала со страшной силой). Поэтому мы плутали долго, выискивая самые узкие места в трещине, а лучше обходя их совсем. Страх – дело гиблое. Мало того, что из-за трясущихся коленок я не могла нормально идти, так он забирал и моральные, и физические силы. Представьте себе мое разочарование, когда, достигнув цели, мы не нашли аптеки. Хвала небесам, что кошки мы с собой взяли, и обратная дорога показалась мне просто раем, хотя и подпорченная разочарованием.

Ночью я впервые увидела Эльбрус. Он был невероятен. Его снежные вершины подсвечивались полной луной (она была яркая, как прожектор) и мириадами звезд. Видна была, как мне, быть может чудилось, даже тропа и идущие по ей люди. Эта картина произвела на меня впечатление, как когда-то «Лунная ночь на Днепре» А. Куинджи. И, пожалуй, этот момент не забудется никогда.

Эльбрус в хорошую погоду
26 июля. Станция Мир – Приют 11. Уже в четвертый раз мы шли по пути озеро Азау - станция Мир. На этот раз без приключений. По канатно-кресельной дороге поднялись до «бочек». Стоит это удовольствие 200 руб. туда - обратно. Я все переживала, как бы не упал рюкзак, и со стороны была похожа на горгулью, вцепившееся в свое добро. Оттуда было несколько вариантов подъема: или на своих двоих, или на ретраке. Я, уверенная в своих силах, выбрала первое. Во мне сошлись желание сэкономить и проверить свои физические возможности.

В начале, идти было легко, высота не чувствовалась, а выспавшийся организм был полон энергии. Это продолжалось где-то полпути, после чего я стала ругать себя за излишнюю бережливость. Мимо весело проезжали гомонящие туристы на ретраках, а мы как вьючные животные шли вверх, к своей цели. Оставшиеся полпути я шла медленно, тяжело дыша и борясь с головной болью. Это уже потом я поняла, что у меня «горняжка». Наконец, мы дошли до Приюта 11. Места на деревянном настиле были заняты и мы встали прямо на снег, среди других палаток.
В лагере кипела своя жизнь. Многие, как я поняла, находились тут не один день. Кто ждал погоды, кто не взошел с первого раза. Все общались друг с другом, здоровались, делились впечатлениями. Узнать было можно много чего полезного. Мы попробовали было дойти до скал Пастухова, но мне было плохо, как будто у меня грипп, и дошли мы только до родничка.
Вечером рядом с нашей палаткой появились украинцы. Это были очень веселые ребята, однако к двенадцати ночи их веселость начала надоедать. Принцип «общего вагона», провозглашенного ими, мне не очень понравился, но деваться было некуда, надо было чуточку поспать. Выход запланировали на 3 утра. Однако поспать удалось с большой натяжкой, было жутко холодно. Открылись огрехи нашего быстрого сбора, мы взяли немного теплых вещей. Решив, что поспать все равно не удастся, вышли около двух.

27 июля. Восхождение. Вот в этом месте, да простят меня любители и почитатели Эльбруса, я не буду петь дифирамбов. Я полюбила Эльбрус только со стороны, он величественен, он прекрасен, он великолепен. Но восходить на него – это ммм… нецелесообразно, что ли. Я видела группы «светлячков», идущих наверх. Только инструкторам и людям покрепче этот подъем был не в тягость. Остальные же еле шли следом, останавливались, дышали, пытались что-то жевать, пить чай, но мало что помогает. Я была в числе этих несчастных. Это сейчас, по прошествии нескольких лет, и некотороо количества прочитанных книг по альпинизму и туризму, понимаю, что мы совершенно неправильно восходили. Надо было акклиматизироваться, постепенно привыкая к высоте, с каждым днем поднимаясь выше. Но в тот раз мы с козьерожьим упрямством мы шли наверх. Наверное, часть из них все-таки дошла, останавливаясь стошнить (извините за подробности) через каждые три шага. Я не дошла. Сначала меня мучила горняжка, потом мне в ногу прилетела ледышка,  спущенная кем-то сверху. Потом я слушала рассуждения некоторых вернувшихся, и все они были не очень лестными. Большая часть рассуждала в духе «А нафига, можно было зимой встать на кучу гравия, воткнуть в него флажок и сфотографироваться».

Быть может, я слишком строга, ведь тот рассвет на высоте 5000 м. над уровнем моря был непохож ни на один другой. Солнце вставало рядом со мной, казалось, я могу ухватить его рукой. Да и посмотреть на высоченные горы если не сверху вниз, то на одной высоте – это невероятно!  Только ради этого стоит побороться.




Мой муж, все-таки поднялся на вершину, но вернулся примерно с тем же чувством, о котором я сказала выше. Правда сейчас, по прошествии времени, он опять рвется в бой, и рассуждает в стиле «А вот если лучше подготовится».

В тот же день мы спустились вниз. Хотелось душ, чистое постельное и вкусный ужин. Все это нашлось в одной из многочисленных гостиниц.
28, 29 июля. Терскол. Два дня мы бродили по окрестностям. Это было вдвойне здорово, после возвращения с Эльбруса. Погода стояла отличная, солнце грело вовсю. Мы посетили Долину нарзанов (обе, вторая правда маленькая, там всего один источник), рынок у подножия Чегета. Все эти дни мы наслаждались видами Эльбруса, который на этот раз не прятался от наших глаз.


Прошло уже несколько лет, и я, забываю о трудностях. Мне хочется снова вернуться к подножию этой горы, побродить по вековым треснувшим ледникам, увидеть знаменитый ледник "Семерка" и попробовать снова взойти на Эльбрус (ведь покорить гору невозможно: горы были до нас, они останутся стоять и после нас). А пока, я закрою свой фотоальбом и заварю вам еще терпкого чая с Чегетского рынка. Будете чашечку?

Приятного вам дня, и спасибо, что забежали на эту страничку) 

 

20 комментариев:

  1. Вот это путешествие!! Виды, конечно, ох! и ах! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, там невероятно красиво!) В живую все во много раз красочнее)

      Удалить
  2. С акклиматизацией, конечно, все вышло странно:) В первый раз в Гималаях я тоже, в силу определенных обстоятельств, поднималась быстро и под конец, когда я ночевала на 5180 меня даже прихватило, но цитрамон и житье на Кавказе - вещь! :) На следующее утро я уже топала на 5600. А во вторых Гималаях даже и намека на горняшку не было. Хотя считается, что горный опыт держится не больше года.
    Я люблю Эль со стороны. Потому что считаю его "своей горой", как и Кавказ тоже считаю "своим", вкладывая в это понятие не собственничество, а... Даже не знаю, ну мой родной и всё тут:) Поэтому с восхождениями на Эльбрус у меня контры. Т.е. то, что Эль сделали не местом, где можно порадоваться, получить удовольствие от красот, а местом, где надо галочку поставить "я быль на Эльбрусе", это меня раздражает, поэтому я на него не поднимаюсь. Да и, в целом, мне нравится на Эль смотреть со стороны потому что тогда он бесконечно крут! :) Сразу видно кто тут главный и даже нереальный какой-то. Когда четырехтысячники смотрятся, как поле, под Эльбрусом - вот это незабываемо:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про акклиматизацию даже не удивительно)) я ж начало истории опустила) мы собирались за одну ночь, потому что моя мама перепутала дни и брата не посадили на поезд в лагерь. Мы его отвезли в Анапу, а уж потом рванули на Эльбрус. Диман полагался на свой опыт, он уже был в Приэльбрусье много раз и поднимался на восточную вершину. Очень легко и быстро. Но мой то опыт ограничивался низенькими Хибинами, а про горняжку я вообще впервые узнала. Короче неподготовленность на лицо))) даже когда перечитывала, было немного не по себе.
      А по поводу попсовости я с тобой согласна. Наверх лезут все кому не лень, без снаряги, без подготовки, с болезнями сердца. Фигли, деньги то уплочены! То же с Эверестом, любой толстосум может себе это позволить. Я всегда была против такого подхода.
      Спасибо, что оценила)))

      Удалить
    2. Да, с Эверестом тоже печалька. Обидно, что те, кому это, действительно, в кайф зарабатывают деньги тем, чтобы поднимать туда толстосумов. Но Эверест и толстосумов не жалеет. Он вообще там никого не жалеет и на деньги не смотрит.

      Удалить
    3. Это точно! Не знаю читала ли ты Букреева "Восхождение" и еще одну книгу, не могу вспомнить, про трагедию на Эвересте, когда там погибло очень много коммерческих туристов. Вот там понимаешь, что деньги ничего не решают, вообще ничего.

      Удалить
    4. Та вторая книга называется The Climb. Неоднозначные вещи там творились тогда. И никто никогда правды не узнает.

      Удалить
    5. Я в переводе читала. Да, теперь то уж точно никто.

      Удалить
    6. Там уже вопросы философские задают на форуме:) http://forum.travel-experience.ru/index.php?topic=423.new#new

      Удалить
    7. Да ты что?! Мне бы до компа добраться, а то МарьДмитривнв не дает пока. Прочту)

      Удалить
    8. МарьДмитривна, как падишах:)

      Удалить
    9. О, да) Ну ничего, добралась) Спасибо, что сказала, что там комментарии, а то обновления почему-то не приходили.

      Удалить
  3. Люблю такие истории... Наверное от того, что сама на такое ни-ни)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вольга, это затягивает))) чем сложнее первый поход, тем потом вероятность повторного похода выше) мой первый водный поход был просто напичкан мелкими неурядицами и крупными косяками) через полгода я купила себе снарягу и каждое лето отправлялась в поход)
      спасибо, что прочитала и оценила)))

      Удалить
    2. Это точно:) У меня частенько в горах бывало, когда дождь в трусы заливается, а до лагеря еще далеко: ну и нафига я опять поперлась? А потом сидишь дома и думаешь: и что я тут делаю?

      Удалить
    3. Хаха))) да-да) и мокрые шмотки не просыхающие, и ноги стертые, и рюкзак к земле клонит) а проходит месяц и думаешь, блин где рюкзак? Пойду хоть запах костра понюхаю)

      Удалить
  4. Ответы
    1. Наталья, спасибо) ох, теперь я вся такая в наградах)

      Удалить
  5. Оля, потрясающий рассказ! Умопомрачительные фото! Каждую открыла, посмотрела, восхитилась, покрылась Мурашками, пережила страх и восторг! Для меня туристы с рюкзаками-герои по умолчанию!!!а фото ледника привели в священный ужас, пока читала посту самой тряслись коленки, почувствовала горняжку и как будто дедушкой в ногу получила...

    Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, лучше горняжку не испытывать)) Спасибо тебе за такой проникновенный отзыв)

      Удалить

Каждый комментарий делает мой мир чуточку богаче и светлее. Спасибо!